Тест наушников Apple AirPod Max: изобретение колеса и Dolby Atmos | Stereo.ru
Сегодня у нас необычный тест наушников, потому что главных героев два: сами наушники и новый аудиоформат. Dolby Atmos в музыке — это не тот случай, когда процессор взял и добавил психоакустическую обработку, ревербератор и задержку ради «эмуляции большой сцены».
Dolby Atmos — это заранее подготовленное звукорежиссером сведение трека с дополнительными дорожками. Все ради пространственного звучания, а в нашем случае — еще и в наушниках. Тема интересная и актуальная.
Тест я поделю на две части: сначала расскажу о самих наушниках, а затем о том, почему Dolby Atmos — это в каком-то смысле революционная технология, которая может сильно повлиять на привычное всем стерео.
Под яблоней
Техникой Apple я пользуюсь очень давно: в моих руках побывали и первый пластиковый лэптоп iBook, и первый iPhone, и только первый iPod прошел мимо меня — их плеер я начал использовать с версии iPod Mini.
В комментариях я уже как-то упоминал, что изначально склонен позитивно оценивать яблочную технику. Однако, например, наушники Apple AirPods Pro мне не понравились.
Это как бы неплохие наушники, но «неплохих наушников» на рынке пруд пруди, а тут ты ожидаешь какого-то особого подхода, инноваций, того самого «think different». Да еще и затычки, а я такой формат в принципе недолюбливаю.
![](https://impult.ru/preview/r/1000x-/upload/seo/d44ef9f-2053-4c5a-875d-afef73d4c606.jpg)
На самом деле, я считаю, что у Apple всегда было не очень хорошо со звуком — там, где есть механика. Их первая колонка Apple iPod Hi-Fi внешне выглядела довольно нелепо, а играла так и вообще на уровне недорогой компьютерной акустики тех лет.
Наушники Apple Pods и последующие их беспроводные версии я считаю гениальными с точки зрения анатомии уха и удобства, но признаемся честно: по звуку они не дотягивают даже до среднего уровня. Новая HomePod стоит в три раза больше того, на что играет (если сильно хочется умную колонку с Siri — уж лучше брать ее Mini-версию).
И вот только о наушниках AirPod Max (после длительного тестирования) я готов сказать, что они играют. Пусть и не на 62 000 рублей (официальная цена на момент написания материала) в сравнении с конкурентами, но достаточно хорошо, чтобы сказать, что Apple наконец-то добралась до уровня начального Hi-Fi. А это уже немало!
Анбоксинг
Как и полагается технике Apple, наушники поставляются в красивой белой картонной коробке, внутри которой, помимо пары наушников, лежат сумка и провод для зарядки USB-C — Lightning. Самого зарядника (как и у iPhone) в комплекте нет.
![](https://impult.ru/preview/r/1000x-/upload/seo/bc838a7-0ac9-402d-a95d-a9a0a02d5d35.jpg)
Шутки о том, что сумочка для AirPod-Max похожа на бюстгальтер, вероятно, уже видели все. Однако хочу сказать, что у этого чехла есть достоинства. Во-первых, он действительно маленький и не занимает места в отличие от стандартных футляров для наушников.
Во-вторых, он качественно сделан — из искусственной кожи, с магнитной застежкой. Выглядит хорошо и прост в использовании. Наконец, он оригинальный — и это я вижу серьезным достоинством. Ведь нужна смелость, чтобы заявить нестандартный дизайн на рынок — и хорошо, что Apple ее не растеряла.
Сами по себе наушники сделаны круто. Металлический каркас (нержавеющая сталь) оголовья покрыт мягким, приятным на ощупь прорезиненным материалом, а широкая верхняя часть — сеткой. В итоге голова не потеет: я несколько часов сидел в них этим летом во время московской жары и не отметил никакого дискомфорта.
У наушников телескопические дужки, но у них дальняя посадка. Если у вас маленькая голова — я бы рекомендовал сначала примерить, потому что мне вообще не пришлось выдвигать дужки, а у меня голова среднего размера.
![](https://impult.ru/preview/r/1000x-/upload/seo/390e0d1-b3c8-4097-a8e8-e25493279337.jpg)
Шарнир крепления дужки к корпусу самого наушника задуман очень здорово. Он позволяет не только поворачивать корпус, но и имеет небольшой пружинящий ход назад, меняющий угол прилегания амбушюры к голове. В итоге нижняя часть наушника хорошо садится и не дает промежутка между шеей/верхней челюстью и ухом (если, конечно, наушники подходят вам по габаритам).
Сами по себе амбушюры — одни из самых удобных, что я встречал. Они покрыты сетчатой тканью, а сделаны, как пишет компания, из «акустически оптимизированного пеноматериала». Размер у них большой, и ухо легко помещается внутри — нигде не давит. Материал приятный для кожи, очень мягкий. Вышеописанный шарнир прижимает наушники к голове, но делает это без лишнего усердия, поэтому чувства давления на голову у меня не возникало даже после длительного ношения.
Амбушюры легко снять и заменить новыми — в российском Apple Store они стоят 7 490 рублей за штуку и представлены во всех пяти расцветках.
![](https://impult.ru/preview/r/1000x-/upload/seo/ff14c79-d109-483c-9ce6-efd8848287d0.jpg)
Наушники не легкие — 384,8 граммов согласно паспортным данным. На голове они ощущаются и утяжеляют ее, что особенно заметно, когда поворачиваешь или наклоняешь голову — появляется дополнительная инерция. Зато держатся очень хорошо. Я пробовал трясти головой, исполнил короткий хедбэнг — они держались как влитые (думаю, это вновь заслуга чудесного шарнира).
Чашки наушников — чисто яблочная тема: алюминиевый корпус, привычный владельцам ноутбуков и лично мне напоминающий первый iPhone. Приятный на ощупь и, думаю, крепкий. Наушники относятся к закрытому типу — что слушает надевший их человек, практически не слышно, даже если выкрутить громкость.
Однако в самом корпусе есть небольшие прорези на нижней части — видимо, там расположены микрофоны и туда же отводится воздух от работы драйвера.
![](https://impult.ru/preview/r/1000x-/upload/seo/976d675-ee42-4ee8-870b-aef5465c57c0.jpg)
Внутри стоит один широкополосный излучатель — судя по фото на сайте, вполне приличного размера. Там же указано, что у него два кольцевых неодимовых магнита — «как в профессиональных напольных колонках».
Последней фразой я бы на месте маркетологов Apple все же не позорился, но, возможно, люди верят всему написанному. Главное же, что никаких уникальных технологий, судя по всему, нет — большой классический динамик. Почему-то я думаю, что это даже хорошо, так как в остатке мы имеем нормальные наушники, сделанные по классическим рецептам.
Переизобрели колесико
И, конечно, Apple была бы не Apple, будь у наушников заурядное управление. Самое главное открытие — колесо. Наверху правого наушника находится маленькое колесико с ребристой поверхностью, поворотом которого меняется громкость.
В каком-то смысле оно похоже на колесико у Apple Watch и явно пришло оттуда, только габаритами побольше. У него нет каких-то пределов, оно просто крутится влево или вправо. Ход легкий, но ощутимый. Называется, как и у часов, пафосно — Digital Crown.
По мне так лучше бы оно располагалось на левом наушнике — традиционно у правшей чем-либо занята именно правая рука. Но Apple всегда старалась пройти по грани, когда левшам пользоваться их продуктами тоже вполне удобно.
![](https://impult.ru/preview/r/1000x-/upload/seo/c724313-b34a-4844-aa39-4d93af7fc679.jpg)
На колесо можно нажимать: одиночное нажатие — пауза/воспроизведение, прием звонка, двойное — следующий трек и т.д. Все функции находятся в настройках в Bluetooth-подключении.
По другую сторону дужки на правой же чашке расположена обычная кнопка. Она отвечает за режим шумоподавления и наоборот — прозрачности.
Сразу скажу, что активное шумоподавление в наушниках реализовано очень даже хорошо. При включении убираются практически все внешние шумы, включая громкие — даже грохот метро становится еле заметным. Но самое главное — звук не меняется вообще. Никаких искажений на высоких частотах. Все как было — только без шумов. И это, пожалуй, хорошо.
Наконец, живущим с яблочной инфраструктурой станет еще проще. AirPod Max практически бесшовно переключаются между разными устройствами: ноутбуком, телефоном или планшетом.
Причем если это ноутбук — появится оповещение с кнопкой подключения, стоит только взять их в руки около компьютера. И они так же легко отключаются, если вывернуть чашки наушников. Снимешь с головы — воспроизведение остановится. Наденешь обратно — продолжится. У меня они ни разу не заглючили — за это отдельный приз в студию.
![](https://impult.ru/preview/r/1000x-/upload/seo/8be770a-a6dd-4ba5-9746-8f69b6c8a80c.jpg)
И вот все это вместе: колесико, датчики положения на голове, бесшовное переключение, стабильность работы — прямо-таки огонь. AirPod Max не требуют лишних телодвижений, настроек, бесконечного подключения Bluetooth — жить с ними легко и просто, как и обещают в рекламе.
Вычислительное аудио
Когда мы говорим о камерах в современных телефонах, стекло как-то ускользает от нашего внимания. При этом любой серьезный фотограф знает, что объектив — это 99% успеха. А тут — какие-то мегапиксели, зачем-то три (и уже больше) практически одинаковых камеры...
Пользователи негуглового Android обычно осведомлены, что стоит только поставить Google Camera, и объектив будто подменили — фото вдруг стали натуральнее, и даже в темноте смартфон стал снимать чуть лучше. Короче говоря, алгоритмы обработки важнее, чем реальное стекло и матрица.
Похожим путем начинают идти и производители наушников, что хорошо видно на примере этой модели. В рекламном описании вы встретите термин computational audio (вычислительное аудио), над которым работают два мощных 10-ядерных чипа Apple H1 (по одному в каждом наушнике). Если верить описанию, их задача — обеспечить «потрясающее качество звука».
Они отвечают за шумоподавление, режим прозрачности и самое важное — «подстраивают звук с учетом положения и качества прилегания наушников». Первыми это придумали не в Apple, но смысл в том, что каким-то образом наушники «слушают», что происходит в ухе, и подстраивают (вероятно, эквализируют) звук под текущее расположение наушников и позицию головы (о последнем чуть позже). Таким образом, фактически алгоритмы способны корректировать недостатки драйвера.
![](https://impult.ru/preview/r/1000x-/upload/seo/66312c9-0bec-48db-b572-ec6c9dafe4b5.jpg)
Я заметил, что, если сдвигать наушники дальше к затылку или ближе к глазам, выше/ниже, придавливать их руками к уху — звук меняется незначительно. Кстати, это необычно даже для накладных наушников. Каким именно образом достигли такого эффекта — не знаю, но он определенно стоит внимания.
Если включить наушники в обычном режиме стерео, нельзя будет сказать, что наушники в полной мере отыгрывают свою цену. У них приличный, но не особенно динамичный бас. Явно наблюдается небольшой подъем ниже 100 Гц. К моей радости, высокие не давят, но опять же — никакой микродинамики. Судя по всему, все выше примерно 18 кГц уже придавлено. Возможно, тут проблема беспроводного подключения, но проводного у этих наушников нет...
Средние частоты — вот где наушники работают лучше всего, и здесь чувствуется нацеленность на голосовой диапазон. Тут уже есть приличная микродинамика и чувствительность. Вообще, АЧХ у них более-менее ровная.
Грубо говоря, играют хорошо, но скучновато. По моим ощущениям, характер звука AirPod Max несколько похож на Bang & Olufsen и совсем не похож на Sony или какие-нибудь Sennheiser.
Мы сравнивали их с Beyerdynamic Amiron Wireless (они на пару тысяч дешевле официальной цены AirPod Max) — те, конечно, играют заметно прозрачнее, и их характер больше соотносится с понятием хайфайного звука. Зато и у AirPods я нашел одно хайфайное свойство — они требуют прогрева после распаковки: через несколько дней у них слегка улучшилась микродинамика.
А теперь пора перейти к тому, ради чего все это затевалось — не стерео.
Революция Dolby Atmos
Есть такая, я бы сказал, культурологическая теория о звукосведении в голливудском и европейском кино. Согласно ей, европейцы (и я бы сказал, что российское кино, особенно в прошлом, тоже относится к этому типу) стараются поставить зрителя внутрь события.
Наглядный пример: у Люка Бессона в «Такси» зритель буквально сидит в этом самом такси, все звуки плотно окружают его. Голоса густые, объекты расположены близко. И наоборот: возьмите любой голливудский блокбастер — вот экран, и как бы «за ним» происходит действие. А значит, все источники звука находятся там, и не надо пытаться посадить зрителя внутрь сцены.
![](https://impult.ru/preview/r/1000x-/upload/seo/5262f29-6440-4a63-8c08-b169b52d4311.jpg)
Оба варианта мне кажутся интересными и уместными, но они различаются. И вот именно это различие слышно между треками в стерео и Dolby Atmos.
N.B. Все мое тестовое прослушивание велось в стриминге Apple Music, который этим летом запустил Hi-Res- и Dolby-Atmos-треки в рамках базового тарифа. И все нижеописанное соответствует впечатлениям от Dolby Atmos в наушниках Apple AirPod Max. Я не слушал треки на полноценной многоканальной системе. Было бы здорово, если бы те, кто смог запустить стриминг на своем ДК, написали бы о своем опыте в комментариях.
Мое первое впечатление от Dolby Atmos в музыке — будто я сижу в кинозале и слушаю саундтрек к фильму. Но только экрана нет и голоса чуть ближе обычного. Очень похоже на концертники, если кто включал таковые на полноценных многоканальных системах.
Слушая стерео в наушниках, мы привыкли, что инструменты расположены близко, голос и малый барабан чаще всего находятся буквально по центру нашей головы. Хлесткая бочка держит бит, а остальные инструменты расположены на сцене слева и справа, обычно тоже неподалеку и как бы в пределах размеров нашей головы.
Совсем другая история с Dolby Atmos. Сцена значительно больше и она отделена от головы. Тут надо сказать, что формат новый, и сводят сейчас кто во что горазд — нельзя сказать, что всегда удачно.
![](https://impult.ru/preview/r/1000x-/upload/seo/bd1d614-f44b-48f0-abcc-2175d90e35a2.jpg)
Например, новый формат продвигает популярный Абель Тесфайе (The Weeknd), на Apple Music есть небольшой аудиогайд, где он объясняет, насколько важно появление Atmos. Однако если слушать этот гайд в наушниках, то сказать, чем же лучше Atmos, будет не так-то просто. Более того, я давал нескольким людям сравнить песни The Weeknd в Dolby Atmos и стерео, и все сказали, что стерео интереснее — я с ними согласен.
В стереоварианте лучше ощущается бит и напор, тогда как «пространство» почему-то убивает эмоциональность и делает саунд смазанным. Та же история с Billie Elish: ее музыка известна «интимным общением» со слушателем в наушниках, а воссоздать тот же эффект в Atmos, на мой взгляд, не получилось — в итоге Билли потеряла все свое очарование.
Более того, в большей части танцевальных треков в Dolby Atmos бас становится вялым, что губительно для этого жанра! Короче говоря, я не нашел ни одного хорошо играющего трека в Dolby Atmos в плейлисте «Поп в пространственном звучании». Итого: звукорежам поп-музыки надо что-то с этим делать, ведь загубят идею...
Еще один важный момент — в режиме Dolby Atmos музыка звучит тише, поэтому при быстром переключении в настройках лучше тут же менять уровень на 2–3 деления, чтобы сравнение было справедливым.
![](https://impult.ru/preview/r/1000x-/upload/seo/02b8770-3237-4bfe-903e-2059bc6201e2.jpg)
Теперь перейдем к хорошему. Во-первых, советую послушать гайд от Marvin Gaye — он куда нагляднее, чем The Weeknd, показывает различия между моно, стерео и Dolby Atmos. Затем, если вам интересно, можете послушать плейлист хип-хопа, где уже в части треков Atmos определенно выигрывает.
Почему-то звукорежиссеры этого стиля в большей части смогли сохранить бас (видимо, потому что у них его с запасом), и музыка не стала вялой. Например, послушайте Bas & J. Cole «The Jackie» — трек определенно выигрывает в Atmos-версии, а бас там такой, что трясется голова.
Далее я рекомендую оценить плейлист «Рок в пространственном звучании» и — особенно — классику. Необычно и в хорошем смысле интересно звучат Queen «Bohemian Rhapsody», REM «Drive», The Rolling Stones «Angie» и другие. Тут уже я начал заслушиваться и ловить «новые нотки» в давно знакомых песнях.
Можно даже послушать прекрасно знакомую нашей публике композицию «Hotel California» в концертном варианте Live From The Forum, Inglewood, CA. Не скажу, что нужно, но можно. В Dolby Atmos у нее вялый бас, но зато гитары хорошо расставлены по сцене. Впрочем, стереовариант тут тоже звезд с неба не хватает.
![](https://impult.ru/preview/r/1000x-/upload/seo/2d2d294-e9b3-46b7-bfc6-78da632efcc6.png)
![](https://impult.ru/preview/r/1000x-/upload/seo/a3b86a4-f666-4ee5-bbcb-f48e6549fa06.jpg)
Теперь переходим к джазу — плейлист «Джаз в пространственном звучании». Этому стилю формат Dolby Atmos пришелся в тему. В большинстве своем камерные композиции получили расширенную сцену, еще более легкое звучание в тех местах, где из-за сложной полифонии иногда получалась каша, а инструменты стали легко различимы по отдельности. Однозначно рекомендую.
И классика — «Классика в пространственном звучании». Конечно, это не High End — аудиофилы знают, как может звучать большой оркестр на серьезной системе (да и в серьезных наушниках). Но это однозначно лучше того, что обычно слышишь в наушниках даже Hi-Fi-уровня.
Как раз здесь звукорежиссеры, на мой взгляд, аккуратнее других подошли к материалу и его пространственному сведению, а результат по-настоящему порадовал. Например, я с удовольствием послушал в Dolby Atmos «Щелкунчика» в исполнении Лос-Анджелесского филармонического оркестра, а также «Реквием» Моцарта, «Exiles» Макса Рихтера и другие произведения.
Если говорить о малой сцене, советую немецко-японскую пианистку Alice Sara Ott с последним альбомом «Echoes of Life», записанным на Deutsche Grammophon. Кстати, она присутствовала на онлайн-презентации Dolby Atmos для журналистов и рассказывала, как хорошо стал звучать рояль в этом формате. Но я бы скорее отметил, что ее звукорежиссер проделал очень тонкую работу. Запись не так уж и сильно отличается от стереоверсии, но все же в лучшую сторону.
Один нюанс: если любите слушать музыку очень тихо, Dolby Atmos не подойдет — ему показана хотя бы средняя громкость.
Пространственное аудио
Наушники поддерживают не только Dolby Atmos, но и Spatial Audio (пространственное аудио). Так сейчас называют способность наушников реагировать на перемещение слушателя в пространстве. Например, это важно для игр, чтобы если человек поворачивался боком к экрану, то менялась и окружающая его звуковая среда.
А вот зачем это нужно фильмам — я не знаю. Но это работает!
![](https://impult.ru/preview/r/1000x-/upload/seo/c01f366-99db-454e-84fc-431cf6aa2197.jpg)
В настоящее время Spatial Audio функционирует только на iOS-устройствах (телефоне и планшете, а ноутбуки обещают подключить в следующей ОС и только для моделей с M-процессором) и включается, например, при просмотре сериалов и кино с Dolby-дорожкой в приложении TV.
Я не скажу, что звук становится полноценной эмуляцией многоканального кинотеатра. Иногда центральный канал очерчен ясно, неплохо реализована вертикаль (если есть Atmos), но слабо выражены тылы. Что любопытно, пару раз у меня возникало ощущение, что работает сабвуфер — видимо, подъем АЧХ ниже 100 Гц нужен именно для этого.
Подытожу: кино смотреть заметно интереснее, чем со стереодорожкой. Но вот зачем тут «пространственное аудио» — я теряюсь в догадках. Представим, что вы положили iPad чуть справа от себя для фонового просмотра и повернули голову к стоящему перед вами ноутбуку.
В этот момент изменится «центр» сцены — он останется там, где стоит iPad. И вы слышите все, включая окружающие звуки, с этим самым смещением центра и легко понимаете, что экран находится справа от вас. Не могу сказать, что это плохо — возможно, так даже правильнее, и в будущем реальная жизнь начнет вот так вот мягко соотноситься с виртуальной. Но пока что это очень непривычно.
Вывод
Пожалуй, самое важное, что именно в Dolby Atmos у меня получалось слушать музыку дольше. Я не любитель наушников — тем более закрытых. Ничего окружающего не слышно, тарелки долбят тебе прямо в мозг, звук давит. Для фонового прослушивания во время работы все это очень некомфортно. Да и для эмоционального вовлечения, когда слушаешь любимые треки, тоже так себе.
И тут Atmos-формат творит чудеса. В силу того, что сцена раздвинута, большая часть инструментов расположена «за пределами головы» и высокие играют мягче (вероятно, это все же свойство конкретных наушников), звук перестает давить на твой мозг. Тут можно и наслаждаться любимыми треками, и спокойно слушать музыку в фоновом режиме. И заниматься этим по несколько часов в день.
![](https://impult.ru/preview/r/1000x-/upload/seo/9648091-d4f8-40a3-b1f8-22a9e81b0036.jpg)
Долгий заряд, бесшовные переключения между устройствами, приличное шумоподавление — все это дает AirPod Max значительное преимущество. Добавим сюда еще и сам бренд Apple — думаю, найдется немало людей, которые купят эти наушники ради показного потребления, а другие — потому что в принципе предпочитают технику Apple.
В данном случае я не вижу в этом ничего дурного. Все же наушники получились хорошими и конкурентными, пусть и слегка дорогими. Так что если вам хочется попробовать, как Dolby Atmos работает в наушниках, вы пользуетесь Apple Music и другой техникой Apple, цена не слишком отпугивает и вы любите слушать музыку подолгу — это вариант для вас.
ДОСТОИНСТВА:
Поддержка Dolby Atmos, удобная для ношения конструкция, отлично реализованное шумоподавление
НЕДОСТАТКИ:
Высокая цена и немалый вес
ПАСПОРТНЫЕ ДАННЫЕ:
Чип: Apple H1 (в каждом наушнике)
Управление: колесико Digital Crown, кнопка управления шумоподавлением
Подключение: Bluetooth 5.0
Аккумулятор: До 20 часов без подзарядки при прослушивании с шумоподавлением, в режиме прозрачности, просмотре видео или разговоре
Габариты: 168,6 х 83,4 х 187,3 мм
Масса: 384,8 г
Чехол Smart Case: 134,5 г
Оригинал материала на сайте Stereo.ru: «Тест наушников Apple AirPod Max: изобретение колеса и Dolby Atmos»